СЕТЕВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ИНСТИТУТА ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
МАДОУ д/с № 69 на 2018 – 2020 гг.
по теме: «Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования “От Фрёбеля до робота»
Приказ “Об утверждении сетевой инновационной площадки Института по теме “Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования “От Фрёбеля до робота”-по-федеральной-площадке
Методические разработки педагогов МАДОУ по теме инновационной площадки
Как работать с игровым набором Фребеля (из опыта работы воспитателя Бутиковой О.С., 4.12.2022 г.)
Дары Фрёбеля современный подход (из опыта работы воспитателя Бутиковой О.С., 4.12.2022 г.)
17.02.2020 года педагоги МАДОУ приняли участие в педагогическом экспрессе.
В программу вошли следующие станции:
- педагогической мастерской «Инновационные практики по парциальной образовательной программе дошкольного образования “От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров”», воспитатель Лавриненко О.В.,
- мастер-класс «Индивидуальная работа с дарами Фребеля», воспитатель Бутикова О.С.,
- мастер-класс «Конструирование из наборов конструкторов «Полидрон”, Кондрашкина Н.В., воспитатель.
12.08.2020 года В МАДОУ состоялась тематическая выставка для детей «Мир техники вокруг нас» .
Инновационная площадка Российской академии образования по теме: «Социализация-индивидуализация дошкольников в условиях вариативной системы физического воспитания»
6 июня 2018 года МАДОУ д/с № 69 получило аккредитацию в Российской академии образования и с 1 января 2019 года по своему статусу является инновационной площадкой РАО по теме «Социализация-индивидуализация дошкольников в условиях вариативной системы физического воспитания» (Постановление Экспертного совета по работе экспериментальных площадок РАО при Президиуме Российской академии образования (протокол № 2 от 26.06.2018г.)
Научный руководитель от ИСиО РАО – Бондырева С.К., кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, ректор Института профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров РАО.
Научный руководитель от НИУ БелГУ – Волошина Л.Н., профессор кафедрой дошкольного, начального и специального образования педагогического института НИУ «БелГУ», доктор педагогических наук.
Проблема исследования заключается в выявлении теоретических, методических, практических основ процесса социализации-индивидуализации дошкольников в условиях вариативной системы физического воспитания.
Цель исследования: разработать и научно обосновать проект вариативной системы физического воспитания детей на основе игровых программ и технологий, обеспечивающий реализацию индивидуальных и групповых стратегий дошкольного образования.
Педагогические разработки по теме площадки
РЕСУРСНАЯ ПЛОЩАДКА ПО ОБНОВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАДОУ д/с № 69
по направлению: «Физическое развитие и здоровьесбережение дошкольников в образовательных организациях»
на 2017 – 2020 гг.
В 2017 году МАДОУ детский сад № 69 принял участие в конкурсном отборе ресурсных площадок по обновлению содержания дошкольного образования.
Цель конкурсного отбора: использование инновационного потенциала региональных стажировочных площадок по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для повышения качества дошкольного образования, наполнения его современным контентом с учетом социокультурных особенностей и приоритетных направлений развития системы дошкольного образования региона.
Актуальность темы Обновления содержания дошкольного образования по направлению: «Физическое развитие и здоровьесбережение дошкольников в образовательных организациях» обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья воспитанников, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих их здоровье.
Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в здоровьеориентированной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Обучающие занятия
Экспериментальная площадка Российской академии образования
14 ноября 2013 года МАДОУ № 69 первым в регионе получило аккредитацию в Российской академии образования и по своему статусу является экспериментальной площадкой РАО по теме «Формирование социальной компетентности дошкольников в области физкультурно-оздоровительной деятельности на основе игровых проектов» (Постановление Экспертного совета по работе экспериментальных площадок РАО при Президиуме Российской академии образования (протокол № 3 от 14.11.2013г.)
Научный руководитель от ИСиО РАО – Бондырева С.К., кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, ректор Института профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров РАО.
Научный руководитель от НИУ БелГУ – Волошина Л.Н., заведующий кафедрой дошкольного, начального и специального образования педагогического института НИУ «БелГУ», доктор педагогических наук, профессор.
Цель опытно-экспериментальной работы: разработать содержание социально-игровых проектов и технологию их реализации, дать научное обоснование, апробировать и оценить их эффективность в формировании социальной компетентности детей в области ФОД и физической подготовки к школьному обучению.
Презентация “Выходи играть на лед”
Ресурсный центр
«Здоровый дошкольник»
Реализуя задачи научно-методической поддержки процессов развития здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольных учреждений региона по вопросам апробации, внедрения инновационных технологий физического воспитания детей с 2010 года учреждение функционирует как ресурсный центр «Здоровый дошкольник». ДОУ – ресурсный центр является главным звеном, ядром в создании и развитии здоровьесберегающего образовательного пространства.
Основные принципы работы:
- Открытость общественным запросам, и запросам семьи и требованиям времени.
- Переход от публичного одиночества к психолого-педагогическому сообществу в решении актуальных проблем воспитания здорового дошкольника.
- Переход дошкольных образовательных учреждений региона на современные физкультурно-оздоровительные технологии.
- Постоянный творческий поиск решения актуальных проблем организации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании сегодня, в ближайшей и отдаленной перспективе.
Игровые программы и технологии физического воспитания дошкольников
Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей свидетельствует, что около 40% старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего.
ПРОГРАММА “ИГРАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ”
В целях изменения существующей практики, достижения у детей запаса прочности здоровья, развития двигательных способностей, улучшения физической подготовленности была разработана программа «Играйте на здоровье». Она базируется на использовании игр с элементами спорта, создана на основе многолетней экспериментальной работы муниципального дошкольного учреждения Центра развития ребёнка – детского сада № 69 «Сказка».
АВТОРЫ ПРОГРАММЫ:
Волошина Л.Н., заведующий кафедры дошкольной педагогики и психологии Белгородского государственного университета,
доктор педагогических наук, профессор. Курилова Т.В. инструктор по физической культуре муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад» № 69 «Сказка».
Новичкова Л.В., воспитатель муниципальногльного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад» № 69 «Сказка».
Наше дошкольное учреждение имеет современную материальную базу для организации физического воспитания: крытый плавательный бассейн, спортивный зал общей площадью 120 кв.м., сауну, фитобар, солевую комнату, медицинские кабинеты (физиотерапевтический, массажный, ортоптический, процедурный), кабинет психолога, зимний сад, универсальный мини-стадион, включающий в себя площадку со специальным покрытием для игры в футбол, баскетбол, городки). Ведущая идея программы «Играйте на здоровье» для детей 3-4 лет – вызвать устойчивый интерес малышей к играм с элементами спорта и на этой основе создать предпосылки для физического совершенствования ребенка. Задачи программы «Играйте на здоровье» для детей старшего возраста: –обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями -обучать правильной технике выполнения элементов спортивных игр -содействовать развитию двигательных способностей -формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.
Структурно-функциональная модель программы
Структурно-функциональная модель программы «Играйте на здоровье» построена на идее всестороннего развития личности. Ее методологической основой является исходный принцип отечественной пе дагогики и психологии, согласно которому игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Структурно-функциональная модель программы представлена в схеме. Каждый раздел программы начинается с диагностики (оценки реального уровня готовности детей к овладению данным видом двигательной деятельности) и заканчивается диагностикой (оценкой достигнутых в обучении результатов). Недостаточная эффективность реализации поставленных в современных программах задач по обучению дошкольников играм с элементами спорта объясняется отсутствием процессуальных блоков, обусловливающих их решение. Поэтому в содержание обучения мы выделили блоки ОФП и СФП, ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ, МОРАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Параллельно с разработкой и апробацией программы мы готовили и методические рекомендации по ее осуществлению. Программа и методические рекомендации определяют основные направления двигательного развития ребенка: в них включен перечень умений и навыков, двигательных способностей, формируемых в процессе реализации каждого раздела программы; определены состав и характеристика практических средств изучения элементов спортивных игр, адаптированных для детей 5-7 лет, методы обучения в зависимости от возможностей, интересов и склонностей ребенка. Безусловно, данный перечень может быть изменен, дополнен, однако, по нашему мнению, он, достаточно полно отражает уровень физического развития, необходимый и доступный для детей. Структурно-функциональная модель программы «Играйте на здоровье», разработанная для детей старшего дошкольного возраста может быть использована и в младших группах. Однако в содержании обучения младших дошкольников не целесообразно выделять блоки ОФП, СФП, теоретической, технико-тактической и морально-волевой подготовки, так как сама структура спортивных игр в этом возрасте не изучается. Содержание обучения младших дошкольников строится на адаптированных играх с элементами спорта.
Технология реализации программы
Эффективность осуществления программы обеспечивается разработанной технологией ее реализации. Инновационность технологии строится на игровых формах и методах, подчиненных логике игры: игра – подводящая игра – специальная игра. Игровые задания, упражнения в игровой форме придают обучению положительную эмоциональную окраску, делают процесс обучения двигательным действиям и совершенствования двигательных способностей более привлекательным, развивают творческие двигательные способности, благоприятно сказываются на проявлении самостоятельности, инициативы, находчивости.
Перспективное планирование
Впервые на основе диагностики, с учетом природно-климатических условий средней полосы России разработана программа обучения элементам спортивных игр. Программа состоит из 8 разделов с указанием примерных сроков их реализации. 1. Футбол 2. Теннис 3. Хоккей 4. Санки 5. Лыжи 6. Городки 7. Баскетбол 8. Бадминтон В каждом разделе определено содержание атлетической (общефизической и специальной физической), технико-тактической и морально-волевой подготовки. Включен блок «Теоретическая подготовка», где определены темы и содержание бесед с детьми, дается информация на доступном для дошкольников уровне об истории возникновения игр, национальном отношении к играм с элементами спорта, достижениях и успехах спортсменов России, местных спортсменов. Включен и познавательный специальный материал: какие бывают мячи и зачем мяч нужен человеку; почему игра называется, так или иначе, и т.д. Планируются беседы о коллективных действиях в команде, организации взаимопомощи в обучении, оказании первой помощи при ушибах, травмах. Это обеспечивает комплексный подход к решению поставленных задач.
Научно-обоснованные тесты
В программе предложены задания, тесты для оценки уровня физической подготовленности по каждому виду спортивных игр и упражнений. Контрольные нормативы не предлагаются, т.к. позиция авторов программы заключается в том, чтобы результаты деятельности ребенка оценивались в сравнении с его достижениями: если результаты улучшаются, значит, программа реализуется эффективно. ГОРОДКИ 1.Сила кистей рук / правой и левой / измеряется детским динамометром, показатели заносятся в таблицу. 2. Дальность броска биты /правой и левой рукой/ измеряется расстояние, оцениваются качественные показатели: исходное положение, прицел, бросок, сохранение равновесия. 3. Глазомер / оценивается количество точных попаданий правой и левой рукой в один городок из пяти бросков – расстояние 3 метра НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС 1.«Подбрось-поймай» – (чувство «мяча» – глазомер, количество повторений) 2.«Отрази мяч» (подвешенный на веревочке, количество раз). 3.«Постой на ракетке» (постоять на ракетке на одной ноге в сек). ХОККЕЙ 1.Ведение шайбы клюшкой, не отрывая клюшку от шайбы ( техника, глазомер, скорость передвижения). 2.Удары по воротам с места (меткость, сила), высота ворот – ширина ворот- расстояние 3.Ведение шайбы между предметами расстояние 10 метров ( расстояние между предметами 2 м).
Банк адаптированных игр и домашних заданий
В программе создан банк адаптированных игр и упражнений, предложен также перечень доступных и интересных для дошкольников домашних заданий.
Конспекты занятий
В соответствии с графиком и планом разработано более 60 занятий, которые проводятся как на свежем воздухе, так и в спортивном зале. Каждый педагог из предложенного многообразия заданий может выбрать те, которые адекватны потенциальным возможностям детей, погодным условиям.
Методические рекомендации по реализации индивидуально-дифференцированного подхода
Выбор способов, приемов и средств обучения осуществляется с учетом состояния здоровья детей, уровня развития двигательных способностей и физической подготовленности каждого ребенка, позволяют достичь положительных результатов в укреплении здоровья детей. ЛЫЖИ 1.Объединять детей в подгруппы с высоким, средним, низким уровнем физической подготовленности 2.Усложнять и упрощать предложенные в программе игры-задания 3.Реализовать физическую нагрузку в зависимости от самочувствия детей (дозировка, длительность занятия) БАСКЕТБОЛ 1.Использование на разных этапах обучения мячей разного веса и диаметра (детские резиновые, волейбольные, мини баскетбольные); 2. Увеличение расстояния при работе с мячом в парах (от 1 до 2 метров); 3. Постепенное увеличение высоты размещения корзины (от 1,5 до 2 метров); 4. Постепенное увеличение дозировки (повторение действий с мячом от 4 до 10 раз). САНКИ 1.Увеличение и уменьшение расстояния передвижения с санками. 2.Рациональную дозировку использования физических игровых упражнений. 3.В младшей группе использование для перевозки детьми легких предметов, санок со спинками. 4.Катание санок с пассажиром вдвоем, втроем. 5.Использование горок разной высоты (на первых этапах обучения это пологие естественные склоны). Ежегодный прирост результатов в младших, средних и старших группах по шкале оценки прироста психофизических качеств В.И.Усакова оценивается как «хорошо» и «отлично» и свидетельствует о целенаправленной системе физического воспитания в дошкольном учреждении. Уровень развития двигательных способностей соответствует возрастным минимальным показателям, рекомендованным программой «Истоки», а по развитию координационных, скоростно-силовых – превышает минимальные возрастные показатели. Приведенные данные позволяют заключить, что обучение детей играм с элементами спорта способствует повышению их физического развития и укреплению их здоровья.