Игра является основным видом деятельности для малышей дошкольного возраста, именно во время игры дети изучают окружающий мир, получают новые знания и учатся взаимодействовать друг с другом. Подвижные игры предполагают двигательную активность крох по определенным правилам, точное выполнение действий для всех участников. Такой вид деятельности не только улучшает физическое здоровье крох, но и учит вниманию, точности, ловкости и взаимовыручке.

Игровые практики

Игровые практики познания

Практики игрового взаимодействия

Свободные практики детской деятельности

Игровые практики здорового образа жизни

Игровые практики формирования поведения

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста

Малыши младшего возраста очень активны. Их активность проявляется в многократном повторении однообразных движений — влезают и слезают со скамеек, перебегают с места на место, катают мячи, догоняют друг друга.

Для младшей группы детского сада подходят следующие подвижные игры:

Птичка и птенчики. Дети делятся на 2 группы по 5 – 6 человек. Каждая группа имеет свой домик – гнёздышко (начерченный мелом круг, положенный на пол большой обруч или связанная за концы верёвка и т. пр.). Малыши, сидя на корточках, изображают птенчиков в гнёздышках, воспитатель – птичку. На слова «Полетели- полетели!» птенчики выпархивают из гнёздышек и стараются улететь за кормом подальше. На слова воспитателя «Полетели домой!» птенчики возвращаются в свои гнёздышки. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Указания. Педагог следит, чтобы дети – птенчики действовали по сигналу, напоминает, что нельзя залетать в чужое гнёздышко, улетать надо подальше от дома – там больше корма.

Найди пару. Воспитатель раздает детям флажки разного цвета. По сигналу педагога малыши начинают бегать по группе, а при звуке бубна быстро ищут себе пару в соответствии с цветом флажка и берутся за руки. Количество игроков должно быть нечетным, чтобы один из играющих остался без пары.

Лохматый пес. Воспитатель усаживает одного из детей на стульчик, остальные дети отходят на несколько метров. Воспитатель начинает говорить слова: «Вот сидит мохнатый пес, опустив свой черный нос, подойдем к нему (дети медленно подходят к водящему), разбудим (малыши дотрагиваются до водящего) и посмотрим, что же будет? («пес» просыпается и ловит детей)». Тот, кого поймали, становится водящим. Игра развивает ловкость, быстроту реакции, умение действовать по сигналу.

Дождик — солнышко. В ходе игры дети рассаживаются по стульчикам. Ведущий объявляет «Солнышко», дети встают, гуляют в разных направлениях по залу, а когда воспитатель говорит «Дождик» малыши должны быстро вернуться на свое место. После освоения игры слова можно заменить на звуковой сигнал.

Зайцы в домике. Педагог раскладывает на полу помещения обручи по числу детей. Дети в роли зайчиков начинают прыгать по залу, воспитатель, изображая волка, произносит «Серый волк!». Малыши должны быстро убежать от волка и встать в свой домик-обруч.

Самолеты. В помещении на полу воспитатель ставит несколько флажков, которыми обозначаются аэродромы. Взрослый спрашивает «Полетать вы готовы?»,  после ответов детей педагог продолжает «Заводим моторы». Все малыши повторяют движения за педагогом — вращают руками перед грудью. После команды «Летите», крохи разбегаются в разных направлениях по залу, разведя руки в стороны. При объявлении «На посадку» игроки должны быстро занять исходные позиции рядом с флажками.

Мыши и кот. Дети – мыши сидят в норках (на скамейках или стульях, поставленных вдоль стен или по сторонам площадки). В одном из углов площадки сидит кот (роль кота исполняет воспитатель). Кот засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро бегут и прячутся в норках (занимают свои места на стульях).После того как все мыши вернутся в норки, кот ещё раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает. Игра повторяется 4 – 5 раз.

Указания. Из норок мышки могут выбегать, только когда кот закроет глаза и заснёт, а возвращаться в норки – после того как он проснётся и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали из норок. Можно использовать и кошку – игрушку. Норками могут быть также кубики,  на которые дети не должны взобраться.

Поезд. Дети строятся в колонну по одному (не держась друг задруга). Первый – паровоз, остальные – вагоны. Воспитатель даёт гудок и поезд начинает двигаться вперёд, вначале медленно, потом быстрее, быстрее и наконец дети переходят на бег. «Поезд подъезжает к станции» — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют шаг, и поезд останавливается, малыши выходят погулять: разбегаются по полянке, собирают ягоды, грибы, шишки. Услышав гудок, они снова собираются в колонну, и движение поезда возобновляется. Игра повторяется 4 – 5раз.

Указания. Вначале дети строятся в колонну в любом порядке, а к концу года привыкают запоминать своё место – находить свой вагон. Можно изменить сюжет игры, например поезд останавливается у речки, тогда дети изображают катание на лодках, ловлю рыбы и т.п.

Что спрятано, найди. Педагог выстраивает детей в шеренгу и раскладывает перед ними несколько разных предметов, например, мяч, флажок, кубик, погремушку, мяч. Дети запоминают предметы и отворачиваются. В это время воспитатель убирает и прячет один из предметов. Малыши должны догадаться, чего не хватает, и найти предмет в помещении.

Воробышки и автомобиль. Дети садятся на стульчики или скамейки на одной стороне комнаты или площадки. Это воробышки в гнёздышках. На противоположной стороне площадки стоит воспитатель, изображая автомобиль. На слова воспитателя: «Полетели, воробышки на дорожку» — дети бегают по площадке, размахивая руками, как птички крылышками. Воспитатель через некоторое время говорит: «Осторожно, автомобиль едет, воробышки, в свои гнёздышки». Автомобиль, выехав из гаража, едет в сторону воробышков. Воробышки улетают в гнёздышки (садятся на стульчики). Автомобиль возвращается в гараж. Указания. К игре в начале привлекают небольшое число детей (10 – 12), затем всю группу. Воспитатель предварительно показывает, как летают воробышки, как они клюют зёрнышки. Дети, подражая воробышкам, выполняют все эти действия, затем можно включить в игру роль автомобиля. Воспитатель выполняет её сам. Только после многократных повторений он поручает её активному ребёнку. Автомобиль едет не слишком быстро, чтобы дать возможность всем птичкам найти свои гнёздышки.

Мой весёлый, звонкий мяч. Дети сидят на стульях с одной стороны комнаты, площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и проделывает упражнения с мячом. Он показывает, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой. При этом воспитатель приговаривает: Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой! Затем он вызывает 2-3 детей и предлагает им попрыгать вместе с мячом. Снова проделывает упражнения с мячом, сопровождая их чтением стихов. Закончив стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, сто ловит их. Указания. При повторении игры педагог вызывает большее число детей. Заканчивая игру, можно предложить всем малышам одновременно быть мячиками. Воспитатель должен произносить текст в довольно быстром темпе, соответствующем прыжкам детей (а они довольно часты). Если дети не смогу воспроизвести движения мяча, им надо показать это.

Зайка беленький сидит. Малыши сидят на стульях или скамейках по одну сторону комнаты или площадки. Воспитатель говорит, сто все они зайки, и предлагает выбежать на полянку, дети выходят на середину комнаты, становятся группкой около педагога и приседают на корточки. Воспитатель декламирует:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит:

Вот так, вот, так

Он ушами шевелит. (Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп,

Надо лапочки погреть. (На слова «хлоп» и до конца текста дети хлопают в ладоши.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок – скок, скок – скок,

Надо зайке поскакать. (На слова «скок – скок» и до конца текста малыши подпрыгивают на двух ногах на месте.)

Мишка зайку напугал,

Зайка прыг… и ускакал. (Воспитатель показывает мишку, дети убегают на свои места.) Указания. Игру можно проводить с любым количеством участников. Надо обязательно заранее подготовить места для зайчиков, куда они будут убегать. В начале игры все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. При многократном повторении можно выделить на роль зайки ребёнка и поставить его в середине круга. Догонять детей не следует быстро. От малышей не требуют, чтобы они возвращались непременно на свои места, каждый садится на свободное. Но при систематическом проведении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их. Это надо поддерживать.

Птички в гнёздышках. Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см), расположенные на одной стороне комнаты, площадки. Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнёздышек, ищут зёрнышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений и бегают, размаивая руками, — летают. Они приседают, клюют зёрнышки (стучат пальчиками по коленям). На слова воспитателя: «Дождик пошёл, все птички спрятались в гнёздышки!» — дети бегут на свои места.

Указания. Перед проведением игры необходимо приготовить такое количество кубиков, брусков, чтобы хватило всем детям. Расположить их надо на одной стороне площадки или комнаты на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы каждый ребёнок мог мягко спрыгивать; если нужно, помогает стать на возвышение после бега. При повторении игры сигнал может быть дан одним словом: «солнышко!» или «Дождик»

Зайцы и волк. Играющие изображают зайцев, кто – то из детей – волк. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе домики. Волк прячется на противоположной стороне – в овраге. Воспитатель произносит: Зайки скачут скок, скок, скок на зелёный на лужок, Травку щиплют, слушают, не идёт ли волк. В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, от прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только воспитатель произнесёт слово «волк», волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зверушек волк уводит к себе в овраг. Игра возобновляется, в зависимости от предварительной договорённости, после того как волк поймает 2-3 зайцев, на роль волка выбирается другой ребёнок. Игра повторяется 3-4 раза.

Указания. Каждый заяц занимает только свой домик. У зайцев может быть и общий дом. Вначале волка может изображать воспитатель.

Лиса в курятнике. В курятнике на насесте располагаются куры (дети стоят на скамейках, расставленных по одну сторону площадки). На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Остальная часть площадки – двор. Лиса сидит в норе, а куры ходят и бегают по двору, кудахчут, хлопают крыльями, клюют зёрна. По сигналу воспитателя «лиса» куры убегают, прячутся в курятник и взлетают на насест, а лиса старается схватить и утащить (осторожно, слегка касаясь) замешкавшуюся курицу. Пойманную добычу она уводит в свою нору. Игра заканчивается, когда лиса поймает условленное число кур. Игра повторяется 4-5раз.

Указания. Насестом могут служить различные предметы: стулья, кубы и т.д.

Зайка серый умывается Все играющие образуют круг, выбранный зайкой становится в середину. Дети произносят: Зайка серый умывается, видно, в гости собирается. Вымыл носик, вымыл ротик, вымыл ухо, вытер сухо! Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому ни будь из детей. Тот, к кому подойдёт зайка, прыжками отправляется на середину круга. Игра повторяется 5-6 раз.

Указания. В кругу могут находиться и несколько заек –4 – 5. Они одновременно выполняют игровое задание.

Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста

Подвижные игры для малышей 3-5 лет имеют направленность на развитие прыжков, бега и лазанья, преодоление препятствий, уникальны возможностью одновременного воздействия на формирование сознания и моторики. Дети раннего возраста проявляют большой интерес к предметам, поэтому подвижные игры направлены на действия с предметом и стремление получить его в руки.

К подвижным играм для детей данного возраста относятся следующие:

Ловишка. Среди детей определяется водящий, затем все дети бегают в центре комнаты, а по команде воспитателя «Лови» ловишка начинает догонять малышей. До тех, кто успевает взобраться на предмет (стульчик, большой кубик, весы и т. д.), водящий не может дотрагиваться. Пойманный ребенок становится ловишкой. Данная игра развивает ловкость, смекалку и быстроту.

Куры в огороде. Посередине площадки шнурами ограничивается небольшое пространство —огород. С одной стороны его — дом сторожа, с другой — курятник, в нем куры — дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур и гонит их — хлопает в ладоши, приговаривая «кыш, кыш». Куры убегают — подлезают под шнуром и прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.

Кого не стало. Дети становятся в круг, по команде воспитателя закрывают глаза. В это время педагог дотрагивается до 2-3 человек, которые незаметно выходят из круга и прячутся за ширму. По сигналу малыши открывают глаза и пытаются определить, кого не стало в круге.

Ручеек. На полу воспитатель располагает два шнура на расстоянии в 2 метра друг от друга — это ручеек, между ними — дощечки и камешки (можно в виде картинок или кубиков). Дети поочередно переходят через ручеек, их задача — не оступиться и не замочить ноги. Можно перешагивать от препятствия к препятствию или прыгать. Тот, кто оступился, выбывает из игры и «сушит обувь» на стульчике.

Ежики. Для нее нужна веревка 1.5 м и прикрепленные на нее 30 разноцветных прищепок. В роли ежиков выступают взрослые. Игроки подбегают к растянутой веревке по одному, как в эстафете, снимают по одной прищепке, бегут к сидящим на стульях “ежикам” и прицепляют ее на любое место одежды или прически. Хорошо, если от веревки до ежиков расстояние метров 10. Выигрывает та команда, чей ежик ощетинится лучше, т.е. у которого будет больше прищепок – иголок.

Я иду, иду.  Дети выстраиваются за ведущим цепочкой. Он идет и произносит следующие слова: “Я иду, иду, иду, за собой детей веду (произвольное число раз), а как только повернусь, сразу всех переловлю” Услышав слово “переловлю”, дети бегут в заранее оговоренное безопасное место, а ведущий их ловит (для малышей лучше делать вид, давая им убежать). Когда же будет произнесено заветное “переловлю”, дети  устремляются  к спасительному месту.

Паук и мухи. В одном углу комнаты (площадки) обозначается паутина, в которой сидит “паук”. Остальные дети изображают мух: бегают, кружатся по всему помещению, жужжат. По сигналу ведущего: “Паук!” мухи замирают на том месте, где их застал сигнал. Паук выходит из паутины и внимательно смотрит, кто шевелится. Того, кто пошевелился – отводит в свою паутину.

Где мы были, вам не скажем, что мы делали – покажем. Ведущий тихо говорит игроку профессию, так, чтобы остальные не слышали. Игрок говорит “Где мы были, вам не скажем, что мы делали – покажем” и пытается без слов показать, что делают люди этой профессии. Остальные угадывают. Угадавший игрок – показывает следующим.

В старом чулане. Ведущий вместе с игроками произносит:
В старом чулане, у бабушки Ани,
Куда я залез –
Много чудес…
Но все они “без”…
Далее ведущий называет предмет, а игрок, на которого он указывает, должен сказать, какой детали предмета может не хватать. Например: стол – без ножки, платье – без кармана и т.д.

Ровным кругом. Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: «Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так!» С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть. Правила: ритмично идти по кругу, сохраняя интервал, не заходить в круг.

Усложнение: 1. Внутри круга стоит ребенок, Дети идут по кругу и говорят: «Ходим кругом Друг за другом Эй, ребята, не зевать! То, что Дима нам покажет, Будем дружно повторять!» Дети выполняют движения за водящим. 2. Заранее водящего не выбирают, его называет воспитатель после слов: «Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг. Ну-ка, Валя, выходи, Что нам делать, покажи!» Правила: каждый водящий показывает новое движение, не повторяя выполненное ранее.

 

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Для малышей дошкольников старших групп используют следующие подвижные игры:

Краски. Среди участников выбирают одного ведущего-продавца и одного покупателя-монаха, остальные дети становятся красками. Участники-краски сидят в кругу или в беседке, иногда дети становятся в шеренгу. Продавец тихо (на ушко) говорит каждому, какой цвет краски ему соответствует. Дети запоминают свой цвет. Монах-покупатель не должен знать цвета красок. Монах приходит в магазин красок и обращается к продавцу: – Я монах в синих штанах, пришел за краской.
– За какой? Монах называет цвет краски (например, голубой). Если такой краски нет, то продавец отвечает: – Нет такой! Скачи по голубой дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси! Задания для монаха могут быть разные: проскакать на одной ножке, пройти уточкой, вприсядку или как-то по – другому. Если названная краска в магазине присутствует, то продавец отвечает монаху: – Есть такая!
– Сколько стоит?
– Пять рублей (Монах громко хлопает по ладони продавца пять раз). При последнем хлопке названная “краска” вскакивает со своего места и бежит вокруг беседки или шеренги остальных детей. Монах пытается ее догнать. Если он догоняет краску, то сам становится краской, а пойманный участник-краска становится покупателем-монахом и игра продолжается. Если же монах не смог поймать краску, то игра начинается сначала.

Почта. Игроки (число участников строго не ограничивается) встают в круг лицом к середине круга. Одному из игроков в кругу — он будет считаться первым — дается «посылка» (ящичек или мешочек с песком). Второй из игроков, стоящий в противоположной стороне круга строго напротив первого игрока, назначается «адресатом». По команде игра начинается. Первый игрок передает «посылку» стоящему рядом игроку, тот — следующему и т. д. Когда посылка доходит до «адресата», он говорит: «Получил! Жди ответа!» — и передает посылку следующему игроку. Так по цепочке «посылка» возвращается к первому игроку.

Если «посылка» выскальзывает из рук кого-то из игроков, то он должен заплатить фант (например, попрыгать на одной ноге).

Объявляются результаты: когда «посылка» дошла быстрее — до адресата или обратно до отправителя. В соответствии с этим одна из сторон круга («почта») объявляется самой лучшей.

Найди свой цвет. На полу расставляют флажки 3-4 различных цветов, детям дают в руки по флажку одного из выбранных для игры расцветок. Затем воспитатель объявляет: «Идите гулять». Дети ходят по залу, а во время команды ведущего «Найди свой цвет» малыши должны быстро найти на полу флажок такого же цвета, как и у них в руках и встать рядом с ним. Игра помогает детям учиться ориентироваться в пространстве, развивает внимание, ловкость, умение выполнять действия по сигналу. В данную игру может быть добавлено музыкальное сопровождение.

Попрыгунчики. Воспитатель чертит круг и в середину круга заходит водящий, которого предварительного выбирают по считалке. По сигналу дети запрыгивают на двух ногах в круг и таким же образом продвигаются к центру, пока им не грозит опасность. Как только водящий приближается, игрок должен быстро отпрыгнуть за черту круга, чтобы его не осалили. Тот, кого поймали, становится ловишкой. Можно усложнить игру и объявить, чтобы водящий ловил ребят, прыгая, например, на одной ноге, или с завязанными глазами.

Зеркало. Дети выбирают ведущего, который встает перед ними. Играет веселая и озорная песня, а ведущий показывает разнообразные движения (прыжки, танец, махи руками и ногами), а остальные малыши должны повторить их в точности.
Необычные танцы. Педагог подбирает пять разных мелодий и предлагает под первую песню танцевать только руками, под вторую — только ногами, под третью — головой, затем — только лицом, а под последнюю — всеми частями тела.

Лесная тропинка. Для игры понадобятся записи «Заинька» Н. Римского-Корсакова и «Медведь» В. Ребикова, с которыми предварительно следует ознакомить детей. Педагог предлагает детям пройти по тропинке в воображаемом лесу. Он говорит, что здесь ходят разные звери, включает музыку, а малыши должны во время ходьбы изображать животного, про которого звучит произведение.

Замри. Педагог включает веселую музыку, дети начинают под нее танцевать. Когда взрослый выключает мелодию, малыши должны замереть в позе, в которой находились в момент выключения музыки. Игру можно повторять несколько раз.

Царевна-лягушка. На полу расстилают ткань, по краям садятся дети, в середину — царевна лягушка. Дети начинают хлопать в ладоши и произносить «Царевна-лягушка, зеленое брюшко, пригласи нас в гости, тебя очень просим, ква-ква-ква». Водящий, в роли лягушки-царевны, говорит: «Все, кто в синее одет, прошу в гости на обед!».  Все, у кого в одежде или обуви есть названный цвет, прыгают в середину к лягушке-царевне. Далее игра повторяется, но меняется цвет. В конце остаются 1-2 игрока, которых водящий приглашает «Всех, кто умеет веселиться, шутить, срочно призываю в мой терем прибыть». Затем выбирается новая царевна-лягушка и игра продолжается.

Светофор. Первый из игроков назначается «автомобилем». Для игры потребуются три круга (красный, желтый, зеленый). Водящий говорит: Вы автомобили (ты — автомобиль), будете ездить по комнате, но обращая внимание на цвет круга, который я буду показывать вам. Красный свет — дороги нет, вы останавливаетесь. Желтый приготовиться, заводите моторы, готовитесь к движению. А зеленый говорит — можно ехать, путь открыт! продолжаете свой путь».

«Волк во рву» На площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк — старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность игры 5-7 минут.

«Посадка картошки» Играющие делятся на 2-3 команды, которые выстраиваются параллельно друг другу на расстоянии 2-3 шагов. Интервалы в колоннах – полшага. Перед стоящими впереди проводится стартовая линия. На расстоянии 10-20 шагов от стартовой линии напротив каждой команды чертятся в ряд кружки (лунки) или кладутся маленькие обручи – по количеству картошки в каждом мешочке. Кружки находятся на расстоянии 1 шага один от другого. Играющим, стоящим впереди, даётся по мешочку, наполненному картофелем (по количеству кружков – лунок). По сигналу руководителя игроки с мешочками подбегают к своим кружкам (лункам) и кладут по одной картошке в каждый кружок. Затем игроки возвращаются обратно и передают мешочки очередным игрокам. Те бегут к своим кружочкам, собирают картошку в мешочки, возвращаются и передают мешочки очередным игрокам и так далее. Вернувшийся игрок встаёт в конец своей колонны. Команда, сумевшая быстрее других и без ошибок закончить раскладку картофеля, считается победительницей. Если во время бега игрок уронил картошку, он должен поднять её и положить в мешок и только тогда продолжать игру. Если при раскладке картошка не попала в кружок, её надо положить туда, и только тогда игрок может продолжать игру. Игрок может выбегать только тогда, когда получит мешок. Закончить раскладку и сбор картошки должны все игроки.

«Рыбалов» Играющие становятся по кругу, в центре находится водящий (педагог), он держит в руках верёвку, на конце которой привязан мешочек с песком. Педагог вращает верёвку с мешочком по кругу над землёй (полом), а дети прыгают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком два – три круга, педагог делает паузу, во время которой подсчитывается количество детей, чьих ног коснулся мешочек, и даются необходимые указания по выполнению прыжков. Игра повторяется 2-3 раза.

Совушка. На площадке обозначается гнездо совы. Остальные – мышки, жучки, бабочки. По сигналу “День!” – все ходят, бегают. Через некоторое время звучит сигнал “Ночь!” и все останавливаются, оставаясь в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда, обегает вокруг детей, внимательно наблюдает, и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо. По сигналу: “День!” – игра продолжается.

Великаны и гномы. Водящий (чаще всего взрослый) объясняет ребятам, что он может произносить только слова “великаны” и “гномы”. При слове “великаны”, все должны подняться на носки и поднять руки. А при слове “гномы”, все должны присесть пониже. Тот, кто ошибается — выбывает из игры.
Конечно, водящий хочет добиться, чтобы игроки ошибались. Для этого он вначале произносит слова “великаны!” громко и басом, а “гномы” — тихим писклявым шёпотом. А потом, в какой-то момент — наоборот. Или произнося “великаны”, водящий приседает, а говоря “гномы” — поднимается на носочки.
Темп игры всё ускоряется и все игроки постепенно выбывают. Последний игрок, который ни разу не ошибся, становится водящим.

Хитрая лиса. Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затем громче “Хитрая лиса, где ты?”. При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит “Я здесь”. Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет: “Я здесь!”
Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Варианты: Выбираются 2 лисы. Лису можно выбрать по жребию.

Охотники и утки. Дети делятся на две равные команды – охотники и утки. Утки становятся в середину большого круга. Охотники бросают мяч (большой диаметр), стараясь осалить им уток. Утка, которой коснулся мяч, выбывает из игры. Когда большинство (примерно треть) уток будет осалено, команды меняются ролями.

Зевака. Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. По команде педагога ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому бросает мяч. Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и выполняет любое упражнение с мячом.
Правила: Мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения уронил мяч, ему даётся дополнительное задание.

Четыре стихии. Игроки встают в круг. Объяснить детям, что есть 4 стихии: вода, земля, воздух, огонь. Например, в воде живут рыбы, лягушки, раки, на земле – люди, животные, насекомые и т.д., а в огне никто не живет. Если водящий бросает мяч и говорит: “Вода”, “Земля” или “Воздух”, то игрок, которому бросили мяч, должен его поймать, назвать того, кто живет в этой стихии, и бросить мяч обратно водящему. Если водящий говорит: “Огонь!”, то мяч ловить нельзя. За неправильный ответ или пойманный мяч на слово “огонь” игрок выбывает из игры. Играют до последнего оставшегося участника.

 

 

Подвижные игры для детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Подвижные игры являются одним из основных средств физического развития детей с нарушениями зрения, которые, как и их здоровые сверстники, стремятся к движению, действию.

Во время игры слабовидящих детей педагог ведет постоянное наблюдение за самочувствием детей, чтобы исключить их переутомление. Для этого важно, чтобы взрослый знал основные сведения о психическом и физическом здоровье каждого крохи.

К играм для слабовидящих детей относятся:

Догони меня. Играют взрослый и один ребенок. Ведущий убегает от малыша, постоянно издавая звук с помощью колокольчика, а кроха пытается поймать воспитателя. Темп должен быть медленный, ведущий скорее не бежит, а ходит. Можно помогать ребенку словами «правее, левее, назад и т.д.».
Горячий мяч. Дети встают в круг на расстоянии около 10 см друг от друга. По команде педагога они начинают передавать мяч по кругу с максимальной скоростью. Уронивший мяч, выбывает из игры. Действие продолжается, пока не останутся двое малышей, которые и будут считаться победителями.
Узнай по голосу. Дети образуют круг, взявшись за руки, водящий стоит в середине этого круга, на глаза надевается повязка. По сигналу дети начинают двигаться по часовой стрелке, а водящий дотрагивается до одного из них. По сигналу дети останавливаются, а ребенок, которого коснулись, называет имя водящего, а тот должен угадать, кто говорит. Очень важно соблюдать тишину во время игры.
Золотая рыбка. Среди детей выбирается водящий, он становится рыбаком, остальные — рыбками. Рыбак начинает ловить рыбок, первый попавшийся игрок берет за руку водящего и они ловят рыбок вместе. Так продолжается до момента, когда останется последний игрок — золотая рыбка, который считается победителем.