Из опыта работы воспитателя МДОУ №69 «Сказка» г.Белгорода Бутиковой О.С.

Учитесь видеть красоту природы-
Старайтесь все детали подмечать.
Природа – дар бесценный нам от Бога.
Она научит жить, любить, мечтать.

Изучая экологические проблемы воспитания, волнует нас и психологический аспект данной проблемы. Нам важно завоевать дружбу и доверие наших малышей, помочь им развить уверенность в себе, получить огромную радость от общения со взрослыми и сверстниками.

Наблюдая за детьми, замечаем, что они часто болеют, страдают чрезмерной возбудимостью, необъяснимыми капризами, истериками, повышенной тревожностью. Хотя упрямство и капризность 3- 4-х летних детей – явление нормальное и закономерное, и во многом полезное в личностном развитии детей, а вот поведение взрослых при этом – важный фактор в возникновении у них эмоциональных проблем.

Одним из условий обеспечения положительного эмоционального состояния считаем – общение ребенка с природой, особенно с животным и растительным миром.

anm1

Так как природа волнует нас, будит прекрасные чувства, вселяет покой. А малыши очень восприимчивы к природе, они ее лучше чувствуют. Животные очень близки детям, они с легкостью отождествляют себя с ними, ведь их можно потрогать, погладить, поласкать. У замкнутых, робких и нерешительных детей кошка или собака з аменяет друга: им доверяют тайны, печали и радости. В отличие от статичной игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжений.

Издавна люди поклонялись животным и растениям, учились у них основам выживания в дикой природе, подражали их повадкам в танцах, ритуалах, через поколения передавали легенды и сказки, в которых животные демонстрировали эффективные способы адаптации к окружающему миру.

fl2

Медики считают, что присутствие в доме домашнего животного «разряжает» напряженность, снижает стрессы, способствует нормализации давления, помогает выздоровлению после операций.

В психологии существует метод оказания помощи человеку через использование животных или их символов. Он называется – анималотерапия. Наблюдая за нашими воспитанниками, отмечаем, как они любят играть с игрушками и книжками с изображениями животных. Ведь их можно увидеть, потрогать: собачки, зайцы, медвежата связывают в восприятии ребенка реальный и сказочный мир.

Организация любимых видов деятельности детей: рисование, танцы, движение, игры и необычные игровые упражнения помогают снять тревожность, агрессию у детей, развивает их эмоциональность и общительность.

Играя с детьми, замечаем, как улучшается их настроение, поведение и самочувствие. Если у Егора или Маши плохое настроение предлагаем выплеснуть отрицательные эмоции, превратившись в «злое» животное («порычать, как лев (тигр)», «побегать, как быстрая пантера»). Даша с удовольствием превращается в пчелку Жужжу. Дети с интересом играют в игры с превращением, предлагаем вам некоторые из них:

«ЖУЖЖА»

Пчелка «Жужжа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужжа» терпит, «жужжит» на обидчиков, но когда ей все это надоедает, она «вылетает из домика», и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула.

«СПАСИ ПТЕНЦА»

Скажите ребенку: «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел; улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

«РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»

Встаем в круг, предлагаем детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами («Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква»).

«ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ»

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». «А теперь подышим вместе!». Вдох – все делают шаг вперед. Выдох- все делают шаг назад. Вдох – 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного на себя».

«ЛЕС»

Ведущий рассказывает детям: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует на: – тихий, нежный ветерок;
– сильный холодный ветер;
– ураган;
– мелкий грибной дождик;
– ливень;
– очень жаркий день;
– ласковое солнце;
– ночь;
– град;
– заморозки?»

Конечно, мы не забываем хвалить, поощрять детей, с удовольствием присоединяемся к ним, всегда искренни, активны. Ведь главное в нашей работе помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно, свободно. Ходить, говорить, читать и писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить – этому обучиться сложнее. Надеемся, что наши советы сделают эмоциональный мир вашего ребенка ярким и насыщенным, и он гордо скажет: «Пусть всегда буду Я!»

butik_deti