Тема: КОМПЬЮТЕР: ЗА И ПРОТИВ

 

За компьютером сижу,

На экран его гляжу.

Увлекла меня с утра

Интересная игра.

До чего люблю я, братцы,

С грозной нечистью сражаться:

Поражения не зная,

Злобных монстров побеждаю.

Но чтоб я не расслаблялся,

Хитрый монстр мне попался,

И на уровне на пятом

Он убил меня, ребята..

Я убит… Вот это да!

Это вам не ерунда!

Хорошо, что монстр злой

Виртуальный, неживой!

 

Современные дети все активнее используют в качестве глав­ных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармонич­ного развития личности.

При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зри­тельным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровьесберегающих технологий.

С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору ком­пьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения де­тей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.

Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверж­дение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.

У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция соз­нания», улучшаются произвольная память и внимание, форми­руется познавательная мотивация, моторная координация и ко­ординация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, при­водя немало аргументов «против» раннего обучения ребят до­школьного и младшего школьного возраста информатике: воз­действие электромагнитного излучения монитора, сидячее по­ложение в течение длительного времени и как следствие этого -появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмо­циональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого на­прямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для фи­зического и психического здоровья ребенка, чем полезен.

Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Под­пускать или нет дошкольников к компьютеру? Благо это для рас­тущих малышей или вред? Вопрос остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогрес­са, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры – это наше будущее. Иными словами, нужна «золотая середина».

А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать сле­дующие рекомендации:

  1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к мони­тору. Монитор должен соответствовать международным стан­дартам безопасности. На современном этапе лучшими по безо­пасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользо­вались компьютером, оснащенным именно таким монитором.
  2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Ком­пьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.
  3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ре­бенка при работе с компьютером является правильно подобран­ная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
  4. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветри­ваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
  5. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
  6. Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой ра­боты на компьютере – 10-15 минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2 раз в неделю. (Родители часто рады тому, что ребенок сидит часами за компь­ютером и их не отвлекает.)

Покупая новую игру для компьютера, обратите внимание:

  • на ее совместимость с вашей моделью компьютера, на то, с какой скоростью она будет загружаться и запускаться, как от­крывается;
  • проверьте, соответствует ли она возрасту ребенка, уровню знаний;
  • достаточно ли привлекательна по оформлению и содержанию;
  • посмотрите, какие именно знания будут приобретаться в ходе игры;
  • важно, чтобы этическое содержание игры, типы положи­тельных и отрицательных героев, характер их взаимодействия друг с другом отвечали вашим моральным установкам;
  • для ребенка будет иметь значение, чтобы в игре были разные этапы и уровни сложности, чтобы она требовала сосредоточен­ности, анализа ситуации, способности комбинировать различные элементы и была занимательной;
  • хорошо, если игра или задание таковы, что за компьютером может сидеть сразу 2-3 человека, потому что при работе возни­кает много достаточно скучных пауз, и в эти моменты можно разговаривать друг с другом;
  • длительные задания должны чередоваться с краткосрочными;
  • в конце работы необходимо проводить гимнастику для глаз.

Ребенок и компьютер

В последнее время главной заботой родителей уже 3-летних детей становятся не игрушки, не сказки и потешки, не укрепле­ние здоровья, а их поступление в школу. Это странно, но понятно.

Для того, чтобы ребенка приняли в хорошую школу (если есть приличное образование – в дальнейшем обеспечено удачное устройство в этой трудной жизни), ему уже в 6 лет нужно вы­держать ответственный экзамен на «готовность к школьному обучению». А поскольку сами родители затрудняются с реше­нием этой проблемы, они обращаются к профессионалам. Гото­вить ребенка к школе становится главной целью родителей. И они начинают искать клубы, школы, различные учреждения, где бы могли научить ребенка читать, писать, считать – подгото­вить его к школе.

Мир вступил в третье тысячелетие. Уже сейчас нужны под­готовленные для работы в новых условиях люди. Надобность в них станет еще более актуальной в самое ближайшее время. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения и в специ­альную педагогику необходимо внедрять новые информацион­ные технологии.

Уж чего у компьютерных игр не отнять, так это способности развивать навыки обращения с самим компьютером. А полез­ность такого умения сегодня, наверное, никто не будет оспари­вать, ну, если только консерваторы. Компьютер стал незаменим для человека пишущего и рисующего, помогает ему в учебе и т. д.

Исследователи отмечают: чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет себя чувство­вать в мире вычислительной техники.

Компьютер интенсивно завоевывает новые позиции не толь­ко в школьном обучении, но и в нашей повседневной домашней жизни. Не секрет, и это подтверждают специальные исследова­ния, что даже дошкольники могут проводить за компьютером и полчаса, и час, и гораздо больше времени. Нередко родители только рады этому: ребенок не мешает им заниматься своими делами.

Однако свидетельствуют ли интерес малыша к новой увле­кательной игрушке и желание погрузиться в виртуальный мир о том, что ваш ребенок готов к общению с компьютером? Этот вопрос недостаточно освещен в литературе, а многие родители, скорее всего, и не подозревают о его существовании. И напрасно. Ведь никого сейчас не шокируют слова «готовность к школе». Более того, родители с большим пониманием относятся к сути проблемы и нередко сами обращаются к специалистам с прось­бой обследовать их ребенка, чтобы выяснить, готов ли он идти в школу, а если нет, то как его подготовить к школьному обучению.

 

Виртуальный мир и реальность (рассказ)

Папа вошел в комнату, где его сын Костя уже давно сидел за компьютером и играл в электронную игру. Мальчик сражался с индейцами. И ковбои, и индейцы двигались на экране, как жи­вые, и у ребенка создавалось впечатление, что он находится не в комнате у монитора, а в лесах Северной Америки, где ему гро­зит настоящая опасность.

Костя настолько увлекся игрой, что уже не замечал ничего. Отец сказал сыну:

–  Хватит, Костя, поиграл – и будет, иди лучше займись
другими делами.

Сын с трудом оторвался от экрана:

  • Что ты, папа, я только перешел на следующий уровень, и у меня в запасе еще три жизни. Отец покачал головой:
  • Ты, сынок, совсем заигрался. Прекрасно ведь знаешь, что у человека только одна жизнь, и лучше ею не рисковать. Я не против твоих игр, но ты четыре часа сидишь за компьютером и уже не можешь выйти из своего виртуального мира.
  • Из какого мира, папа? – спросил Костя.
  • Из виртуального. Этот мир хоть и похож на реальный, но он не настоящий, как твое сражение с индейцами.

Костя задумался.

  • Значит, виртуальный мир – это мир понарошку?
  • Да, Костя, что-то вроде этого.
  • А чем же плохо быть в виртуальном мире, папа? – недо­умевал Костя.
  • В нем быть совсем неплохо, – ответил отец, – но если долго сидеть у компьютера, ты, сынок, можешь остаться в этом «мире понарошку» навсегда.
  • А что это значит, папа?
  • Это значит, Костя, что ты перестанешь воспринимать обычную жизнь и можешь даже поглупеть. Так что заканчивай свою игру, и пойдем-ка лучше на кухню. Там бабушка испекла вполне реальные пирожки, и ты их можешь попробовать отнюдь не понарошку.
  • Ура! Да здравствует реальная бабушка и ее реальные пирожки! – радостно закричал мальчик и побежал на кухню.