Тема: КОМПЬЮТЕР: ЗА И ПРОТИВ
За компьютером сижу,
На экран его гляжу.
Увлекла меня с утра
Интересная игра.
До чего люблю я, братцы,
С грозной нечистью сражаться:
Поражения не зная,
Злобных монстров побеждаю.
Но чтоб я не расслаблялся,
Хитрый монстр мне попался,
И на уровне на пятом
Он убил меня, ребята..
Я убит… Вот это да!
Это вам не ерунда!
Хорошо, что монстр злой
Виртуальный, неживой!
Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.
При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровьесберегающих технологий.
С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.
Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.
У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против» раннего обучения ребят дошкольного и младшего школьного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого -появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психического здоровья ребенка, чем полезен.
Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Подпускать или нет дошкольников к компьютеру? Благо это для растущих малышей или вред? Вопрос остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры – это наше будущее. Иными словами, нужна «золотая середина».
А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:
- Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.
- Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.
- Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
- Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
- Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
- Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере – 10-15 минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2 раз в неделю. (Родители часто рады тому, что ребенок сидит часами за компьютером и их не отвлекает.)
Покупая новую игру для компьютера, обратите внимание:
- на ее совместимость с вашей моделью компьютера, на то, с какой скоростью она будет загружаться и запускаться, как открывается;
- проверьте, соответствует ли она возрасту ребенка, уровню знаний;
- достаточно ли привлекательна по оформлению и содержанию;
- посмотрите, какие именно знания будут приобретаться в ходе игры;
- важно, чтобы этическое содержание игры, типы положительных и отрицательных героев, характер их взаимодействия друг с другом отвечали вашим моральным установкам;
- для ребенка будет иметь значение, чтобы в игре были разные этапы и уровни сложности, чтобы она требовала сосредоточенности, анализа ситуации, способности комбинировать различные элементы и была занимательной;
- хорошо, если игра или задание таковы, что за компьютером может сидеть сразу 2-3 человека, потому что при работе возникает много достаточно скучных пауз, и в эти моменты можно разговаривать друг с другом;
- длительные задания должны чередоваться с краткосрочными;
- в конце работы необходимо проводить гимнастику для глаз.
Ребенок и компьютер
В последнее время главной заботой родителей уже 3-летних детей становятся не игрушки, не сказки и потешки, не укрепление здоровья, а их поступление в школу. Это странно, но понятно.
Для того, чтобы ребенка приняли в хорошую школу (если есть приличное образование – в дальнейшем обеспечено удачное устройство в этой трудной жизни), ему уже в 6 лет нужно выдержать ответственный экзамен на «готовность к школьному обучению». А поскольку сами родители затрудняются с решением этой проблемы, они обращаются к профессионалам. Готовить ребенка к школе становится главной целью родителей. И они начинают искать клубы, школы, различные учреждения, где бы могли научить ребенка читать, писать, считать – подготовить его к школе.
Мир вступил в третье тысячелетие. Уже сейчас нужны подготовленные для работы в новых условиях люди. Надобность в них станет еще более актуальной в самое ближайшее время. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения и в специальную педагогику необходимо внедрять новые информационные технологии.
Уж чего у компьютерных игр не отнять, так это способности развивать навыки обращения с самим компьютером. А полезность такого умения сегодня, наверное, никто не будет оспаривать, ну, если только консерваторы. Компьютер стал незаменим для человека пишущего и рисующего, помогает ему в учебе и т. д.
Исследователи отмечают: чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет себя чувствовать в мире вычислительной техники.
Компьютер интенсивно завоевывает новые позиции не только в школьном обучении, но и в нашей повседневной домашней жизни. Не секрет, и это подтверждают специальные исследования, что даже дошкольники могут проводить за компьютером и полчаса, и час, и гораздо больше времени. Нередко родители только рады этому: ребенок не мешает им заниматься своими делами.
Однако свидетельствуют ли интерес малыша к новой увлекательной игрушке и желание погрузиться в виртуальный мир о том, что ваш ребенок готов к общению с компьютером? Этот вопрос недостаточно освещен в литературе, а многие родители, скорее всего, и не подозревают о его существовании. И напрасно. Ведь никого сейчас не шокируют слова «готовность к школе». Более того, родители с большим пониманием относятся к сути проблемы и нередко сами обращаются к специалистам с просьбой обследовать их ребенка, чтобы выяснить, готов ли он идти в школу, а если нет, то как его подготовить к школьному обучению.
Виртуальный мир и реальность (рассказ)
Папа вошел в комнату, где его сын Костя уже давно сидел за компьютером и играл в электронную игру. Мальчик сражался с индейцами. И ковбои, и индейцы двигались на экране, как живые, и у ребенка создавалось впечатление, что он находится не в комнате у монитора, а в лесах Северной Америки, где ему грозит настоящая опасность.
Костя настолько увлекся игрой, что уже не замечал ничего. Отец сказал сыну:
– Хватит, Костя, поиграл – и будет, иди лучше займись
другими делами.
Сын с трудом оторвался от экрана:
- Что ты, папа, я только перешел на следующий уровень, и у меня в запасе еще три жизни. Отец покачал головой:
- Ты, сынок, совсем заигрался. Прекрасно ведь знаешь, что у человека только одна жизнь, и лучше ею не рисковать. Я не против твоих игр, но ты четыре часа сидишь за компьютером и уже не можешь выйти из своего виртуального мира.
- Из какого мира, папа? – спросил Костя.
- Из виртуального. Этот мир хоть и похож на реальный, но он не настоящий, как твое сражение с индейцами.
Костя задумался.
- Значит, виртуальный мир – это мир понарошку?
- Да, Костя, что-то вроде этого.
- А чем же плохо быть в виртуальном мире, папа? – недоумевал Костя.
- В нем быть совсем неплохо, – ответил отец, – но если долго сидеть у компьютера, ты, сынок, можешь остаться в этом «мире понарошку» навсегда.
- А что это значит, папа?
- Это значит, Костя, что ты перестанешь воспринимать обычную жизнь и можешь даже поглупеть. Так что заканчивай свою игру, и пойдем-ка лучше на кухню. Там бабушка испекла вполне реальные пирожки, и ты их можешь попробовать отнюдь не понарошку.
- Ура! Да здравствует реальная бабушка и ее реальные пирожки! – радостно закричал мальчик и побежал на кухню.