«Святое семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом») — одно из двух произведений Рафаэля, оставшихся в России после эрмитажных распродаж 1930-х годов.
Картина попала в Эрмитаж в XVIII веке вместе с собранием Пьера Кроза, который приобрёл её у герцога Ангулемского с большой скидкой, вызванной тем, что полотно было в реставрационных целях переписано неумелым художником. Последующие перевод на холст и неудачные попытки реставрации не лучшим образом сказались на состоянии произведения. Знатоки XIX — начала XX века высказывали сомнения в его подлинности, из-за чего советскому правительству в 1930-е гг. не удалось найти на него зарубежного покупателя.
В традиционной группе Святого Семейства младенец Христос изображён сидящим в сложной, подвижной позе на лоне Марии. Справа от неё стоит, опершись на посох, пожилой мужчина с седыми волосами; его взгляд устремлён на младенца. Искусствоведы по традиции видят в старике Иосифа Обручника, которого было принято изображать погружённым в глубокую задумчивость по поводу открывшейся ему судьбы сына. Это очень редкое изображение Иосифа без бороды, отсюда второе название картины — «Мадонна с безбородым Иосифом».
Интерьер, за которым через арочный проём виден фрагмент пейзажа, вкупе с рядом других деталей (выражение лица младенца, его поза, причёска Марии) указывает на влияние Леонардо да Винчи. Это позволяет относить создание произведения к раннему периоду работы Рафаэля во Флоренции. Существует предположение, что эрмитажное «Святое семейство» — одна из нескольких «мадонн», по свидетельству Вазари, написанных Рафаэлем для Гвидобальдо Монтефельтро во время кратких выездов в свой родной Урбино.
Реставрация этой картины в начале XIX века привлекла внимание А. С. Пушкина, который в 1819 году написал на эту тему стихотворение «Возрождение», а также включил в более позднее своё произведение «Моцарт и Сальери» следующие слова от лица Сальери: «Мне не смешно, когда маляр негодный // Мне пачкает Мадонну Рафаэля»[1].